Лен имеет очень богатую и древнюю историю, а льняная ткань считается самой старинной!  Ни для кого не секрет, что – самые полезные для здоровья и одновременно самые ноские? В России лен испокон веков был одной из самых любимых культур. В отношении климата он неприхотлив и нуждается только в длинном световом дне, а это наши широты ему вполне обеспечивают.

Еще во времена возникновения Руси лен возделывали в районе Пскова, а позднее – в Новгородской, Суздальской, Вологодской и окрестных землях. Но уже в середине прошлого века его разводили в стране почти повсеместно, а льняной экспорт прочно занимал первое место в перечне вывозимых товаров. И это при том, что половина выращиваемого льна оседала в деревне: крестьяне веками изготовляли из него домотканую одежду.
На Руси лён заслужил к себе благоговейное отношение и считался материалом чистым, целебным и таинственным.
Сохранились и народные приметы, связанные со льном: если льняное зернышко положить в ботинок – обувь будет носиться намного дольше, а если несколько льняных семечек зашить в одежду, они защитят от порчи и сглаза.

На Руси лён стелили новобрачным,  в льняное полотно принимали новорожденных и льняными повязками перевязывали раны воинов для скорейшего выздоровления.

Посеву льна даже был посвящен праздник «Семь дев», в народе говорили «сеют лен у семи Алён».
В народе говорили:

Росы с Федора – к урожаю льна и конопли.
Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.
Длинные капельки – долгий лён.

Кукушка закуковала – пора сеять лен.
Все работы в поле также были регламентированы и обставлялись обрядами.
В языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Правда, после введения христианства подобное уже не поощрялось. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!»

С усилением христианства в Киевской Руси возделывание культуры практически вступает на новый этап. Летописец Нестор в своей «Повести временных лет» подробно рассказывает не только о возделывании льна и производстве тканей, но и о получении и использовании масла печорскими монахами. Лечцы – так славяне называли своих лекарей – активно применяли льняное масло для врачевания различных заболеваний.
Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. Зачастую доход семьи зависел от урожая этой сельскохозяйственной культуры, потому не зря говорили: «Посеешь лен – пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».
Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня – Святая Парасковия. Именно ей по окончанию льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному: грязнуха (потому что октябрь – месяц дождей и грязи), но чаще ласково – льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь. Из льняных нитей создавали знаменитые кружева – бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство, а парни, глядя на изделия, могли выбрать невесту. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.

Года идут, времена и нравы меняются, но уникальные и полезные  свойства льна остаются неизменными.
Нам нравится сохранять и развивать льняную культуру в наши дни и использовать все уникальные свойства этого благородного материала.

История льна на Руси – Блог Льняное.ру